Народные промыслы

Художественная обработка металла. Кубачи.

В высокогорных районах Дагестана, которые в древности восточные купцы и путешественники называли неприступной страной оружейников и кольчужников – Зирихгераном, расположился старинный аул Кубачи, родина знаменитых на весь мир златокузнецов, виртуозных мастеров по изготовлению совершенного по форме и убранству холодного оружия, доспехов, драгоценной серебряной посуды, изящных женских украшений. Самобытная материальная культура кубачинцев, которая развивалась и совершенствовалась в тесной связи с природно-географическими условиями, хозяйственными потребностями и эстетическими запросами людей, населяющих этот суровый горный край, уходит корнями в глубокую древность. Ее тысячелетнюю историю подтверждают дошедшие до нас средневековые письменные источники, в основном  восточного происхождения. Во многих из них отмечалось высочайшее мастерство местных ремесленников в резьбе по камню и дереву, строительном деле, обработке кости. Однако ведущей отраслью традиционного ремесла была металлообработка, которая включала  медночеканное дело (производство водоносных сосудов, ритуальной посуды и др.), литье бронзовых котлов, светильников, художественную отделку оружия, изготовление разнообразных женских украшений, предметов мужской одежды, деталей конского снаряжения. Все эти изделия пользовались спросом далеко за пределами края.

Не только на Кавказе, но и в Иране, Турции, других странах на протяжении многих  веков особенно ценилось кубачинское оружие. Старожилы селения и сегодня с гордостью рассказывают о том, что двурогий шлем Александра Македонского, меч русского князя Мстислава, щит Александра Невского  были изготовлены местными мастерами и подарены великим полководцам.

Современные кубачинские мастера достойно продолжают дело своих предшественников и учителей, создавая эксклюзивные подарочные изделия, неповторимые  по красоте и виртуозности  исполнения коллекции, а также изделия массового ассортимента.

 

Аварское серебряное дело. Гоцатль.

Художественная обработка серебра получила широкое и многообразное развитие в аварских районах Дагестана. В целом ряде селений и районов на протяжении ряда столетий складывались весьма самобытные художественные традиции в украшении оружия и особенно в ювелирном деле.

Причем в каждом районе серебряные изделия и особенно женские украшения имели свои характерные глубоко традиционные формы, а иногда и различные приемы изготовления и отделки изделий.

Аварское ювелирное искусство насчитывает не меньше лет, чем кубачинское, восходит своими корнями к искусству бронзового литья. Археологические памятники свидетельствуют о том, что на северо-западе Дагестана уже в VIII-XIII вв. достигли большого совершенства в изготовлении всевозможных бронзовых украшений. Особенный интерес представляют массивные витые браслеты, серьги с птицами и огромные ажурные пряжки из Цунтинского и Цумадинсткого районов, с тонко прочеканенными узорами и животными мотивами, ничуть не уступающие по технике исполнения кубачинским бронзовым котлам XII-XIII вв.

Селение Гоцатль Хунзахского района является одним из крупных и известных центров народных художественных промыслов Дагестана. Здесь издавна получили развитие такие виды народных ремесел, имеющих свои глубокие самобытные традиции, как изготовление медчеканных изделий, ювелирное делои оружейное производство, а также выделка безворсовых ковров «давагъин». В прошлом аварские селения Гоцатль и Ичичали обеспечивали медной посудой центральные и северные районы Нагорного Дагестана. Мастера-медночеканщики изготовляли разнообразную бытовую утварь: большие луженные, отделанные гравированным и рельефным чеканным орнаментом водоносные кувшины, малого размера кувшины для питья и умывания, ритуальные подносы с крупным орнаментом, используемые во время свадебных торжеств, котлы и другая кухонная посуда. Эти сосуды не только удовлетворяли нужды населения в прочной бытовой посуде, но и являлись составной частью убранства интерьера горских жилых помещений.

 

Художественная керамика. Балхар.

Прежде изготовление керамики играло значительную роль в экономике селения – одного из наиболее крупного центра гончарного производства Дагестана.Расположенное в горах Центрального Дагестана лакское селение Балхар Акушинского района издавна славится производством оригинальной и самобытной керамики. Изготовление разнообразных гончарных изделий здесь является традиционным женским занятием. Реализацией готовой посуды в прошлом занимались мужчины, которые развозили ее на ослах, мулах и лошадях вьюками в больших плетенных из хвороста сетках по всему горному Дагестану и даже за его пределы, удовлетворяя спрос и нужды населения в хозяйственной и столовой гончарной посуде – водоносных сосудах, маслобойках, подойниках, кувшинах, мисках, горшках, тарелках, блюдах, кружках и т.д. Сосуды эти, дифференцированные по своему функциональному назначению, отличались устойчивостью и совершенством форм и соответствовали особенностям старого горского быта.

Помимо керамического производства женщины сел.Балхар занимались еще изготовлением ткацких изделий – паласов, наплечных и переметных сумок, ярких узорных лент для ношения кувшинов с водой, а также выделкой войлочных сапог, богато расшитых шелковыми и золотыми нитями.

Современное керамическое производство балхарских мастериц, несмотря на некоторую архаичность форм посуды, и всего производственного процесса в целом, характеризуется в целом яркой и неповторимой самобытностью, удивительной выветренностью форм сосудов и присущей только для этого производства орнаментацией, выполняемой белой ангобной росписью. Изделия балхарских мастериц настолько самобытны и своеобразны, что их невозможно спутать ни с какими изделиями других центров гончарного дела нашей страны.

 

Художественная обработка дерева

Унцукульская орнаментальная насечка.

Работа унцукульских мастеров трудоемкая, требующая выработки специальных навыков, точно рассчитанных операций и приемов. Орнамент строгий, графичный, состоит из сочетания геометрических форм и изображений солярных знаков. Композиция основывается на раппортном повторении ряда узорных элементов, образующих орнамент свободной горизонтальной или вертикальной симметрии.Селение Унцукуль Унцукульского района Республики Дагестан - один из крупных и известных центров народных художественных промыслов. Здесь издавна изготавливают разнообразные изделия из кизилового, абрикосового или орехового дерева - трости, вазы, карандашницы,    декоративные блюда, панно и т.д. с тончайшей серебряной или мельхиоровой   насечкой   и   с геометрическим в своей основе оригинальным и самобытным орнаментом. Искусство унцукульской орнаментальной насечки металлом по дереву по красоте, изысканности и в то же время простоте и лаконичности декоративных средств, незатейливости технических приемов является единственным в своем роде неповторимым явлением в современном декоративно-прикладном искусстве.

 

Зародилось унцукульское искусство насечки металлом по дереву в XVIII в. на основе существующих до этого богатых традиций изготовления художественно оформленного холодного оружия с серебряной насечкой по железу и кости (рогу) и художественной резьбы по дереву. В прошлом унцукульские мастера славились как искусные оружейники.

Ярким своеобразием и самобытностью отличаются и женские украшения унцукульских мастеров насечки по дереву. Это браслеты, кулоны, брошки, серьги, пудреницы и т.д., отделанные традиционным для Унцукуля геометрического характера орнаментом, нередко и изобразительными мотивами – стилизованными изображениями птиц и животных.

Ныне Унцукульская фабрика художественной обработки дерева выпускает широкий ассортимент изделий с металлической инкрустацией – трости, ступки, декоративные панно, блюда, шкатулки, вазы, сервизы, броши, ножны кинжалов, чаши и многие другие.

 

Ковровое искусство Дагестана

Исторически так сложилось, что наиболее распространенным и одним   из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана является ручное ковроткачество. На территории республики почти не было такого уголка, где бы не ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ворсовые и безворсовые ковры лезгинских и табасаранских мастериц. Искусство ковроделия в Дагестане складывалось на протяжении многих веков. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением и ткачеством.

Ковровое искусство дагестанских народов многообразно и богато. По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные. В XII в. Дагестан превращается в важнейший центр экономики, торговли и художественной культуры Кавказа. Торговые связи со странами Переднего Востока и Средней Азии способствовали появлению ковровых изделий культового назначения (намазлыки, молитвенные коврики). Дербент, который в тот период был крупным торговым городом на Каспии, славился красками, добываемыми из трав, кустарников, которыми окрашивали шерстяные нитки. Здесь получило широкое распространение выращивание естественного красителя – марены. Развитие женских художественных ремесел, связанных с ковровым производством, получило распространение на всей территории Дагестана. Этому также способствовало и наличие сырья, и избыток свободных рук. После многих веков развития этого вида искусства, уже в XIXв, по мнению ученых-исследователей, информировались самобытные центры ковроткачества среди лезгин, табасаранцев, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, сосредоточенные в южном, центральном и северном Дагестане.

Оригинальны и не похожи друг на друга такие композиции ворсовых ковров, как «Сафар», «Ахты», «Микрах», «Патнуси», «Будулайфурар», «Дербент», «Гасан-Кала», «Табасаран», «Ерси», «Хив», «Рутул», «Тлярата» и др. Каждый из этих типов ворсовых композиций строится на художественных особенностях определенных орнаментальных мотивов и соответствующей цветовой гамме.

Прекрасными образцами безворсовых ковров мастериц Южного Дагестана являются гладкие односторонние ковры – сумахи. По мнению исследователей, название этого ковра происходит от одноименного селения Шемахи в северном Азербайджане. Между тем лезгины эти ковры называют по-другому – «гам».

Изготовлением войлочных ковров в основном занимались аварцы, лакцы, даргинцы, кумыки и ногайцы. Широко известны прорезные узорные войлочные ковры арбабаши. Они изготовляются из нескольких войлоков окрашенных в различные цвета: черный, белый, красный, зеленый, синий. Войлок накладывается один на другой, и по заранее намеченному орнаменту вырезается узор. Затем вырезанные узоры вшиваются в войлок другого цвета и в конечном счете получается несколько арбабашей с одинаковым рисунком, но разных по цвету. Шов между узорами закрывается белой тесьмой. Узор таких ковров имеет основу стилизованного растительного орнамента, который строится на контрастном сочетании цвета фона и узора усиливающегося от белой контурной линии тесьмы.

Ковроделие в республике  возникло как форма трудовой деятельности, но со временем превратилось в один из ярких видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. Высокохудожественные самобытные и многообразные ковры Страны гор многократно экспонировались на всемирных выставках и ярмарках различных государств (Индия, Румыния, Япония, Болгария, Англия, Канада и др.).

На современном этапе развития ручного коврового производства наблюдается постепенное возрождение ряда предприятий после разрушительных 90-х годов XX в., когда с развалом Советского государства прекратили работу ковровые предприятия республики. 

Сейчас, несмотря на экономические трудности, в Дагестане много делается для преумножения складывавшихся веками традиций. Ведь именно отсюда черпают дагестанские мастера свое вдохновение.